Николлетто

Всемирный подниматель настроения))))))

ФОТОГРАФ БУЛЛА КАРЛ КАРЛОВИЧ.


Карл Булла. Автопортрет. 1917

Карл Карлович Булла (Карл Освальд Булла; нем. Carl Oswald Bulla; 26 февраля 1855—2 декабря 1929) — владелец фотоателье в Санкт-Петербурге, вошедший в историю как «отец российского фоторепортажа». Портретист и мастер документальной фотографии.

Карл Карлович Булла (Карл Освальд Булла) (Carl Oswald Bulla) (1853/1855-1929) появился на свет в купеческой семье в прусском городке Леобшютц в Силезии (ныне это территория Польши, и город теперь называется Глубчице), жители которого в основном занимались торговлей хлебом, льном, полотном и пряжей. Первая неясность — год рождения будущего классика фотосъемки: то ли 1853, то ли 1855-й. Однако доподлинно известно, что уже в 1865 году мальчик приехал в Петербург.

Внутренний вид Пассажа Санкт-Петербурга. 1900

Невский проспект. 1903

Конка на остановке Дворцовая площадь. Санкт-Петербург, 1900-е.
Как и почему немецкий подросток то ли 10, то ли 12 лет от роду оказался в российской столице — следующая загадка. По одной из версий, родители посадили отпрыска на пароход и отправили в далекую Россию, чтобы тот учился самостоятельно зарабатывать себе на хлеб. Что именно натолкнуло купеческую чету на бессердечную мысль послать ребенка — одного — в чужую страну, неизвестно. По другой версии, юный авантюрист просто-напросто сбежал из дома. Учитывая общительность, энергичность и предприимчивый нрав, который позднее проявил Булла, эта гипотеза вовсе не кажется такой уж неправдоподобной. По третьей версии, которая почему-то встречается не так уж часто и считается не самой вероятной, Булла переехал в Санкт-Петербург с родителями. Так или иначе, о его семье почти ничего не известно — кроме того, что мать звали Анна Булла (урожденная Шенфельд), а отца — Карл Освальд Булла (то есть сыну дали полное имя отца).

Празднование 200-летия Петербурга. 1903

Карл Карлович Булла и его сыновья.

Перспектива Невского проспекта от Городской думы к Знаменской площади. 1900-е.
В одиночестве или нет, но в 1865 году Карл успешно прибыл в столичный Петербург и в скором времени устроился в фотофирму «Дюпант» (Dupant) (в некоторых источниках — «Дюнант»). Будучи юношей пытливым и любознательным, Булла ревностно начал осваивать фоторемесло. Сначала он служил рассыльным, а затем подмастерьем и лаборантом в фотостудии при фирме.

Реклама ателье К. К. Буллы, 1902 год.
В 1875 году Булла открывает свое первое фотоателье (согласно большинству источников, на Садовой улице, 61). В этом заведении он в течение десяти лет занимался павильонной портретной фотографией. «Светопись» тогда уже не считалась редкостью, это был популярный бизнес, так что молодому фотографу приходилось строить карьеру в условиях серьезной конкуренции (на Невском и Садовой фотосалоны располагались чуть ли не в каждом доме). Завоевать любовь публики ему помогла природная контактность: лёгкий в общении, Карл Карлович умел расположить к себе даже незнакомых людей. Тогда как обычно фотографы того времени требовали от клиентов абсолютной неподвижности, Булла, по воспоминаниям очевидцев, просил моделей: «Будьте поживее, не сидите так натянуто!» Во время съёмки он позволял себе общаться с клиентами, делиться байками и новостями, шутить. Таким образом, он был одним из первых фотографов, работавших по принципу «снимать, не дожидаясь, когда все приготовятся». Из-за этого люди на фотографиях Карла Буллы не выглядят как манекены с напряжёнными лицами. Напротив, фотопортреты, сделанные в его салоне, получались естественными и непринужденными.

Обнажённый мужчина. 1910-е гг.

Павел Николаевич Милюков с членами семьи. 1912

Путешественник Пётр Кузьмич Козлов в своём кабинете. 1900
В 1876 году Карл Булла вместе с женой Розалией, урождённой Глинска, подал прошение о разрешении принять присягу на подданство России. Поскольку молодой человек был «поведения и образа жизни хорошего», просьба было удовлетворена, и Булла стал гражданином Российской империи.

Групповой портрет семейства Мусиных-Пушкиных. 1913

Лютеранская церковь святого апостола Петра (Петрикирхе).

Петербургские модницы. 1900
В 1886 году он получил в Министерстве внутренних дел «разрешение на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга» которое позволило ему много лет позже в 1894 наладить типографское производство открыток в стандарте Всемирного почтового союза. Так в биографии Карла Буллы открылась новая страница: он начинает осваивать новый жанр фотоискусства: с громоздким оборудованием выходит на улицы Петербурга и снимает жизнь города. Сам того не осознавая, он становится одним из пионеров жанра фоторепортажа. С 1897 года фотографии Карла Буллы стали печататься в массовом и популярном журнале «Нива». С этого времени его имя стало известно по всей Российской империи. С 1908 года — фотограф журнала «Огонёк».

Виктор Карлович Булла берёт интервью у чемпиона по французской борьбе. 1912

Карл Карлович Булла и Лев Николаевич Толстой. Ясная Поляна.

Российский историк Сергей Фёдорович Платонов. 1913
В 1908 году Карл Булла приобретает фотоателье на Невском, 54. В этом же красивом, недавно обновлённом доме Булла устроил квартиру для своего семейства. В данном помещении сейчас располагается действующий фотосалон, принадлежащий другим хозяевам — «Фонду исторической фотографии имени Карла Буллы». Здесь работает небольшой музей и проводятся выставки. При этом мастер не оставлял и портретной студийной фотографии. Более того, со временем он открыл два новых ателье: одно — в престижнейшем месте на Невском проспекте, 110 (с 1906 года — дом 48, здание Пассажа) (там же Булла тогда проживал и там же, судя по вышеприведенной рекламе, находилась его лаборатория), другое — на набережной Екатерининского канала (нынешнего канала Грибоедова), 66. (По некоторым данным, ателье в здании Пассажа Булла открыл в 1902 году).

Фотоателье на Невском, 54.

Княгиня Мария Алексеевна Трубецкая. 1914

Графиня М.И. Витте (Лисаневич) — жена С.Ю. Витте.
В собственном рекламном объявлении он рекомендует себя широкой публике следующим образом: «Всегда готов к выходу и отправляется по приглашению, куда бы ни потребовалось. Снимает всё, не стесняясь помещением, везде и всюду, как днём, так и во всякое вечернее время при своём искусственном свете. Портреты с умерших, группы во всяком составе, внутренние обстановки комнат, зал, выставок и т.п. Всякие архитектурные предметы, как внутренние, так и наружные фасады, дома, фабрики, мастерские с рабочими, машины, железные дороги, памятники, магазины, виды и проч. Различные сцены и типы, снимки с древних и старинных предметов, открытие и освящение зданий, юбилейные торжества и мн. другое. Моментальные снимки спорта всякого рода, с лошадей, собак и других животных».

Анастасия Дмитриевна Вяльцева- русская эстрадная певица в салоне личного железнодорожного вагона, оборудованного для гастрольных поездок по русской провинции.

Артистка у памятника Глинки. Санкт-Петербург. 1910-е годы.

Владимир Набоков. 1907
Булла и его помощники успевали побывать на балах, парадах, светских приемах, важных празднествах, церемониях открытия храмов и сооружений, спортивных состязаниях, похоронах известных людей. На протяжении многих лет фотограф не пропускал ни одного значимого события, радостного или печального. Он снимал демонстрации, забастовки, визиты государственных деятелей, заседания Государственной Думы. В 1896 году Карл Карлович получил звание «фотограф Императорского Двора» («фотограф Министерства Императорского двора») и специальный знак «фотограф Санкт-Петербурга».

Великие княжны Мария, Татьяна, Анастасия и Ольга. 1914

Аркадий Тимофеевич Аверченко. 1913

Анастасия Васильевна Гендрикова в боярском наряде. 1913
Дела семейного предприятия шли хорошо. В 1910 году доход фирмы «Булла и сыновья» достиг 250 тыс. рублей (для сравнения: годовое жалованье чиновника дореволюционной России составляло 4 тыс. рублей. Булла занимался благотворительной деятельностью и в 1904 году стал попечителем Мариинской школы глухонемых. За серию снимков сиротских домов в 1910 году ему было присвоено звание потомственного почетного гражданина Санкт-Петербурга. Своих сыновей — Александра и Виктора — Булла начал привлекать к работе примерно с 1890-х годов. На следующей фотографии запечатлено семейство Карла Буллы (Карл Карлович стоит второй слева, чуть правее сидит его жена, по краям стоят сыновья: слева Александр, справа — Виктор с супругой Верой Константиновной; сидят её родители).

Семейство Булла. 1916

В 1917 году Карл Булла оставил фирму на сыновей, покинул Петербург и уехал с женой в Эстонию на остров Сааремаа (Эзель). Почему он вдруг бросил успешное дело, мы не знаем. Вероятно, причиной было преследование со стороны новых властей и желание избежать революционных потрясений. Почему была выбрана именно Эстония и именно Сааремаа? По некоторым сведениям, этот тихий остров в Балтийском море был излюбленным местом отдыха Карла Буллы (есть данные о том, что с 1910 года тут находилась его дача). Но вероятнее всего, главная причина была в том, что это была родина его новой жены — эстонки по имени Христина (Христина Ивановна) (Christine Juliane Keselberg), с которой они поженились в 1904 году. (Карл Карлович был женат трижды. Первая его жена умерла от тяжелой болезни, со второй он развёлся. Там же он и умер в 1929 году. В доме, где он жил, позже находилась поселковая школа с библиотекой. Похоронили знаменитого фотографа в деревушке Ямая (Jämaja), на кладбище, расположенном у самого моря. Могила Карла Буллы и его жены сохранилась до наших дней.

Признание заслуг:
1901 — Кавалер Ордена Короны Румынии[15].
1901 — Орден Льва и Солнца (Персия)[15] 4-й степени.
1902 — Болгарская серебряная медаль с короной «За заслуги».
1 мая 1902 — Высочайшая благодарность от Ея Императорского Величества императрицы Александры Фёдоровны за Альбом снимков выставки драгоценностей.
29 марта 1902 — Благодарность Ея Императорского Высочества великой княгини Ксении Александровны за труды по фотографированию Исторической выставки одежды и костюмов в Таврическом дворце.
27 февраля 1904 — Высочайшая благодарность от Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны за Альбом снимков Саровской пустыни.
28 марта 1904 — Высочайшая награда, нагрудный знак, Золотая медаль на Анненской ленте «За усердие».
8 апреля 1904 — Всемилостивейший подарок от Его императорского Величества, Государя Императора Николая Александровича Золотые часы с цепочкой с изображением Государственного Герба за Альбом Псковских манёвров.
1 мая 1904 — Высочайшая благодарность от Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны за Альбом снимков исторической выставки.
28 августа 1904 — Всемилостивейший подарок от Его императорского Величества, Государя Императора Николая Александровича Серебрёный портсигар с изображением Государственного Герба за Альбом Проводы войск на Дальний Восток.
30 октября 1904 — Всемилостивейшее почётное звание, Личного фотографа Его Величества Короля Италии.
23 февраля 1905 — Подарок от Его Императорского Величества великого князя Михаила Александровича золотая булавка с короной и вензелем, изображен. Его Императорского Высочества.
29 октября 1906 — нагрудный золотой знак, Знак I степени Попечительства о глухонемых, Ведомства Императрицы Марии.
22 апреля 1907 — Высочайшая награда, шейная Золотая медаль на Станиславской ленте «За усердие».
1909 — Кавалер Ордена Короны Италии[15]
1909 — Кавалер Ордена Полярной звезды.
1909 — Кавалер ордена Академических пальм (Франция)
1910 — нагрудная Золотая медаль Китайской Империи.
С 1910 года — потомственный почётный гражданин Петербурга
6 мая 1910 — Высочайшая награда, Потомственное почётное гражданство, за труды по Попечительству «о безприютных детях, усердием Ольги Марицовны Михельсон».
25 мая 1910 — Летучего отряда Красного Креста, бронзовая медаль «В память 200-летия Полтавской битвы» на Андреевской ленте, за фотографирование 200-летнего юбилея Полтавской битвы в гор. Полтава.
26 ноября 1910 — Всемилостивейшее почётное звание, Придворного фотографа Его Величества Короля Сербии.
1911 — Серебряная Звезда I степени Его Величества Эмира Бухарского..
январь 1912 — Благодарность Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича, за Царскую группу с офицерами Каспийского полка.
2 февраля 1912 — удостоен получением Благодарности Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны.
20 февраля 1912 — с Высочайшего соизволения, почётное звание Поставщика Двора Ея Императорского Высочества великой княгини Марии Павловны.
18 марта 1912 — Всемилостивейшее почётное звание, Придворного фотографа Его Величества Короля Черногорского Николая I.
август 1912 — нагрудная бронзовая медаль «100-летие Бородинского сражения» на Владимирской ленте, за фотографирование столетия Бородинского боя.

Москва 1912 год. Открытка из набора, посвященного 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Высочайший выезд Государя Императора с Августейшей семьей из Кремля.

За рулём сидит личный шофер Николая II Адольф Кегресс. (У парадного подъезда Большого Екатерининского дворца). Царское Село.

Парад Лейб-Гвардии Конного полка. 1903
Удостоен:
Масса добровольных Благодарностей от Высокопоставленных лиц и различных Учреждений, а также Подарки от Их Высокопревосходительств господина Министра Двора и господ Градоначальников
Почётного звания и зачислен Специальным Фотографом:
18 февраля 1899 — Попечительства Государыни Марии Феодоровны о глухонемых.
23 марта 1904 — Императорской Публичной библиотеки, по Министерству народного просвещения.
с января 1904 — Императорского Пожарного общества, также с зачислением пожизн. членом Общества.
с 1904 — Императорского Российского Аэроклуба.
7 июля 1904 — Управления Санкт-Петербургского градоначальства.
14 декабря 1904 — Главного Управления Российского Общества Красного Креста.

Кавалергарды у Михайловского сада. 1904
Наследие Карла Буллы составляет около 230 тысяч негативов фотографий конца XIX — начала XX века. В 2001 году на Малой Садовой в Петербурге недалеко от здания исторического фотоателье Карла Буллы установили памятник петербургскому фотографу работы скульптора Б. А. Петрова. Прообразом для скульптуры послужил, разумеется, сам Карл Булла.

Источник: http://www.liveinternet.ru/users/lviza_neo/post416283631/

Реклама

16.06.2017 - Posted by | Немного истории...

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: