Николлетто

Всемирный подниматель настроения))))))

«Берегись автомобиля» (1966).

«Берегись автомобиля» — советский художественный фильм, поставленный на киностудии «Мосфильм» в 1966 году режиссёром Эльдаром Рязановым.
«Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится. И вообще лестно чувствовать себя умнее авторов».
Режиссёр- Эльдар Рязанов. Сценаристы- Эмиль (Эмануэль) Брагинский, Эльдар Рязанов.
Операторы- Владимир Нахабцев, Анатолий Мукасей. Композитор- Андрей Петров (II).
Художники- Борис Немечек, Лев Семёнов (II).

В ролях-


И. Смоктуновский
Юрий Деточкин

Олег Ефремов
Подберезовиков

Л. Добржанская
мама Деточкина

Ольга Аросева
Люба


Андрей Миронов
Дима Семицветов

Татьяна Гаврилова
Инна Семицветова

Анатолий Папанов
Семён Васильевич

Георгий Жжёнов
автоинспектор


Евгений Евстигнеев
Евгений Александрович

Сергей Кулагин
директор пивной

Виктория Радунская
Таня

Готлиб Ронинсон
Яков Михайлович


Борис Рунге
человек с чемоданами

Яков Ленц
продавец

Вячеслав Невинный
автослесарь

Донатас Банионис
пастор-покупатель


Галина Волчек
покупательница

Любовь Соколова
народный судья

Антонина Максимова
актриса театра

Юлиана Бугаева
Симочка


Лирическая трагикомедия «Берегись автомобиля» стала первой совместной работой Эльдара Рязанова и кинодраматурга Эмиля Брагинского. Как вспоминал впоследствии режиссёр, в основу сюжета легла «бродячая легенда» тех лет — о человеке, который угонял машины у людей, живущих на нетрудовые доходы (взяточников, спекулянтов, расхитителей социалистической собственности и т. п.), продавал их, а деньги переводил в детские дома. Историю эту Рязанов и Брагинский слышали в разных городах — в Москве, Ленинграде, Одессе; желая услышать её из первых уст, обращались в различные правоохранительные учреждения, но оказалось, что история целиком вымышлена: «Просто народ выдумал легенду о современном благородном разбойнике — Робине Гуде, в которой выдал желаемое за действительное». Отсутствие реального прототипа озадачило авторов сценария, но не заставило отказаться от замысла; сочиняя своего героя, они, по свидетельству Э. Рязанова, опирались на традиции мировой литературы и кинематографа: главным образом фантазию авторов питали Дон Кихот, чаплиновский Чарли и князь Мышкин.

Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский.

И тут начались творческие споры: хотели сделать сюжет в форме американского вестерна с трюками, погонями, смешными сценами. Но в итоге отказались от такой облегчённой трактовки, ведь жанр вестерна не предполагает создание интересных, ярких характеров. « Нам хотелось, — писал Эльдар Рязанов, — сделать добрую, грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других. Ведь он обращает внимание на то, мимо чего мы часто проходим равнодушно. Этот человек — большой, чистосердечный ребёнок. Его глаза широко открыты на мир, его реакции непосредственны, слова простодушны, сдерживающие центры не мешают его искренним порывам. Мы дали ему фамилию Деточкин». » Редакторам Госкино в сценарии понравилось всё, кроме того обстоятельства, что симпатичный его герой ворует машины: было бы намного лучше, если бы он просто сообщал в ОБХСС, что такой-то человек — жулик и живёт на нетрудовые доходы.


На съёмках фильма.
Тем не менее фильм под названием «Угнали машину» был уже запущен в подготовительный период, когда председатель Госкино Алексей Романов забраковал сценарий — из опасения, что советские граждане, посмотрев фильм, начнут угонять друг у друга машины; фильм был «законсервирован». Рязанов и Брагинский переработали сценарий в повесть, которая в 1964 году была опубликована в журнале «Молодая гвардия» и получила хорошую прессу, — за это время режиссёр успел снять фильм «Дайте жалобную книгу». Благожелательные рецензии на повесть произвели впечатление в ЦК, и на съёмки фильма наконец было дано «добро».


По свидетельству Э. Рязанова, кандидатура Иннокентия Смоктуновского на роль Деточкина возникла ещё в 1962 году: «Но только в таком плане: хорошо бы было…» — в то время Смоктуновский снимался в «Гамлете», и на него трудно было рассчитывать. Тогда на главную роль был утверждён Юрий Никулин, на роль его антагониста, следователя Максима Подберёзовикова — Юрий Яковлев. Когда же в 1964 году Рязанов смог наконец приступить к съёмкам, Юрий Никулин вновь, как в 1962 году, отправился с цирком в длительное зарубежное турне, при этом фактически отказавшись от предложенной роли: «У меня ощущение, что я это уже сыграл». Рязанов обратился к Смоктуновскому, — вся съёмочная группа хотела, чтобы Деточкина сыграл именно он; но из-за занятости и усталости актёр отказался.

Пробы на роль Деточкина.
Рязанов пробовал на главную роль многих известных артистов; в их числе был и Леонид Куравлёв: «Он оказался достоверен, правдив, симпатичен, — вспоминал Рязанов, — но в нём не хватало странности, не было эдакого лёгкого сдвига мозгов». Пробовался на роль Деточкина и Олег Ефремов, — он мастерски изображал своего героя, но не был им: «Сквозь мягкость, добросердечие и наивность проглядывал волевой, железный человек».


И тогда Рязанов снова решил ехать в Ленинград к Смоктуновскому: «Я уговаривал как мог. Я уверял, что в случае необходимости мы перенесём действие фильма из Москвы в Ленинград. Мы создадим ему царские условия для работы. Я не скупился на посулы и обещания. Я не врал. Я и впрямь собирался облегчить ему жизнь. Я видел, что Иннокентий Михайлович нездоров и очень переутомлён». В конце концов Рязанову удалось уговорить Смоктуновского, чья природная странность дала необходимый эффект отстранения характера главного героя. Это был беспрецедентный случай: режиссёр взял с актёра расписку, что он будет сниматься! До сих пор в архиве в папке фильма «Берегись автомобиля» лежит расписка, в которой сказано: «Я, Иннокентий Смоктуновский, обязуюсь не позже 20 августа приехать в Москву и приступить к съёмкам в роли Деточкина в фильме "Берегись автомобиля"».


При этом Смоктуновский заставил режиссёра кое в чём отступить от сценария: так, при первой попытке угнать автомобиль Димы Семицветова, когда опаздывающий на поезд человек просил подвезти его, Деточкин, по сценарию, «врал с три короба», чтобы отвязаться от непрошенного пассажира, — в фильме Деточкин говорит всё как есть: что он собирается угнать машину и пассажир рискует попасть в неприятную историю. «Это Смоктуновский, — пишет Рязанов, — восстал против лжи своего героя. Это он восстал, следуя не только логике характера Деточкина, но и, пожалуй, своего собственного». В фильме актёр ещё раз сыграл Гамлета, но уже не как Смоктуновский, а как посредственный актёр самодеятельного театра. Рязанов в своём фильме напомнил и о другой знаменитой роли Смоктуновского — князе Мышкине; в одной из сцен невеста Деточкина Люба (Ольга Аросева) бросает в сердцах: «Посмотри на себя! Ты же идиот!»


А в Олеге Ефремове режиссёр нашёл идеального Максима Подберёзовикова: с одной стороны, подошли его «стальной взгляд, решительная походка, уверенность жеста, волевое лицо», с другой — в Ефремове присутствовала самоирония, позволявшая ему играть следователя-актёра «как бы не всерьёз, подчёркивая легкую снисходительность по отношению к своему персонажу».


От Смоктуновского требовательный Рязанов захотел чтобы актёр научился водить машину и сдал на права. И с тех пор всем другим маркам Смоктуновский предпочитал «Волгу», считая её самой надежной. Но всё же в фильме был и профессиональный каскадёр — Александр Микулин (хотя в те времена актёры чаще предпочитали все трюки делать сами). Он делал все трюки сам — без применения комбинированных съёмок. Рязанов преклонялся перед каскадёром. В его распоряжении была единственная «Волга» ГАЗ-21, полученная с конвейера завода. И он не имел права даже поцарапать автомобиль. И с этой задачей он блестяще справился. А саму машину Юрия Деточкина потом перекрашивали не раз. Из фильма «Берегись автомобиля» она перекочевала в «Три тополя на Плющихе» Татьяны Лиозновой, но уже как такси. Это же такси заказывали на Дубровку в «Бриллиантовой руке» Леонида Гайдая и «Яды, или Всемирная история отравлений» Карена Шахназарова. Сейчас эту «Волгу» можно увидеть в музее киноконцерна «Мосфильм».


Дуэт Андрей Миронов и Анатолий Папанов впервые появился именно в «Берегись автомобиля». Впрочем, тогда Рязанову показалось, что Папанов играет чересчур ярко и смешно. Знаменитые реплики: «Положь птичку» и «Тебя посодят, а ты не воруй» принадлежат Анатолию Дмитриевичу. Режиссёру же хотелось от него трагикомизма. И он даже хотел переснимать с ним сцены. Но потом времени не хватило. И к счастью, как признавался впоследствии Рязанов.


От Ольги Аросевой, которая сыграла возлюбленную Деточкина Любу, Рязанов потребовал не только научиться водить машину, но и окончить курсы и получить профессиональный диплом водителя троллейбуса. «И я сделала это, — рассказывала актриса — На первой же съёмке я должна была ехать в потоке машин, а Деточкин радостно на мой троллейбус кидался. Мне сказали: затормозишь в трёх с половиной метрах от Смоктуновского. Пассажиры даже не знали, что за рулём артистка Аросева. Я поехала. Вижу: высокий улыбающийся человек бежит наперерез движению и прямо ко мне на ветровое стекло кидается. Такой эмоциональный, порывистый, нервный, с воздетыми от восторга руками. А я только думаю, лишь бы мне его не задавить. Затормозила. Не задавила».

На съёмках фильма.

На съёмках фильма.
Смоктуновский вспоминал: «На съёмках финальной сцены оператор снимал крупный план Любы, сидящей за рулём троллейбуса, затем переводил камеру на Деточкина. В этот момент Ольга Аросева уползала из водительского кресла, а на её место в кадре усаживался сам Эльдар Александрович. Знаменитую фразу "Здравствуй, Люба, я вернулся" я произносил, обращаясь к режиссёру. Долго у меня эта сцена не получалась. Пока я не заявил Рязанову: "Эльдар, мы никогда не закончим, если я буду всё время на твою физиономию смотреть…"».


Большинство сцен фильма снимали на натуре, и что интересно, в начале фильма закадровый голос автора утверждает, что не известно, в каком городе происходят события. Однако, в сцене беседы в пивбаре, Деточкин произносит фразу о том, что после продажи одной из угнанных машин, он вернулся в… Москву. Следовательно, события фильма разворачиваются всё-таки в Москве.


В кадрах фильма можно увидеть различные районы Москвы. Дима Семицветов работает в комиссионном магазине на улице Сретенка, а живёт в районе Смоленского метромоста. Сцену, где Деточкин, желая начать честную жизнь, выбрасывает в реку свои аксессуары, снимали в районе Большого Устьинского моста. Последняя сцена, где отсидевший Деточкин возвращается к Любе, снята на эстакаде Садового кольца над Ульяновской улицей и эстакаде Остоженки (тогда улицы Метростроевской) над Садовым кольцом. Самодеятельный театр репетирует в ДК завода «Каучук». Юрий Деточкин отправляет телеграмму из ныне не существующего 291 отделения связи г. Москвы.


Донатаса Баниониса, говорящего по-русски с акцентом, в большинстве фильмов дублируют русскоговорящие актёры. В «Берегись автомобиля» он разговаривает своим голосом. Вальс, звучащий во время преследования милиционером “неуловимого мстителя” , использует музыкальную фразу из песни «Padam… Padam…». Эта мелодия композитора Андрея Петрова – одна из наиболее известных и узнаваемых в мире музыки кино. В репертуаре певца Сергея Никитина есть написанная на стихи Евгения Евтушенко песня «Стеклянный Господин», использующая мотив вальса из фильма «Берегись автомобиля».


Съёмки «Берегись автомобиля» прошли в течение 1965 года, премьера состоялась в мае 1966-го; в прокате этого года фильм занял 11 место — его посмотрели 29 млн зрителей. Фильм Рязанова, наверное, нельзя назвать ни комедий, ни пародией, ни тем паче детективом в чистом виде, хотя элементы каждого из этих жанров, бесспорно, впитаны экранной историей. Фильм был награждён почётными дипломами на международных кинофестивалях в Эдинбурге (Шотландия) и в Сиднее (Австралия). В том же году Иннокентий Смоктуновский был отмечен призом за лучшее исполнение мужской роли на кинофестивале в Картахене (Испания). В 1967 году картины получила Почётный диплом на международном кинофестивале в Мельбурне (Австралия). По опросу журнала «Советский экран» Иннокентий Смоктуновский стал лучшим актёром 1966 года.

В фильме есть несколько киноляпов:
*В эпизоде, где «Волга» Деточкина во время погони задним ходом выезжает с крутой обочины на дорогу, если приглядеться, заметен трос, который вытягивает машину.
*В сцене погони Деточкин на большой скорости справа объезжает препятствия в виде стоящего на дороге грузовика (возле него никого нет) и движущегося навстречу автобуса. В следующий миг видно, что грузовик стоит на обочине, а водитель накачивает колесо.
*Когда происходит беседа Деточкина с милиционером и тот жалуется на плохой аккумулятор, бордюры то покрашены «в зебру», то нет.

В 1980-е годы в СССР фильм начал выпускаться на видеокассетах в коллекции «Видеопрограмма Госкино СССР» в SECAM. С 1990 года выпущен кинообъединением «Крупный план» на видеокассетах в системе PAL. В начале 2000-х годов фильм выпущен на DVD тем же объединением в системе звука Dolby Digital 5.1 и Dolby Mono (1.0) с русскими субтитрами, дополнением Фильмографии и документального фильма «История создания картины». Выпускался в системах PAL и NTSC.

Крылатые фразы:
«Понимаешь, кругом понаставили капканов.»
«Здравствуй, Люба! Я вернулся.»
«Мама такая хорошая, про паровоз поет!»
«А зачем вам парик?! У вас и так вся жизнь прошла в гриме.»
«Он, конечно, виноват, но он… не виноват. Пожалейте его, товарищи судьи.»
«Это нога, у кого надо нога.»
«Ты доигрался в своем народном театре: к тебе заходил следователь.»
«Честно говоря, я сам не знаю, зачем страхую своё имущество!»
«Я не настолько богат, чтобы оплачивать ещё и стихийные бедствия.»
«Товарищи, деньги пока ещё никто не отменял.»
«Жениться нужно на сироте!»
«Папа, мне уже надоел ваш солдафонский юмор.»
«Папа, твои казарменные шутки сегодня неуместны.»

«С жульем, допустим, надо бороться!»
«Мы будем просто-таки нещадно бороться с лицами живущими, допустим, на нетрудовые доходы!»
«Твой дом — тюрьма!»
«Я торгую клубникой, выращенной собственными руками!»
«Нет, все-таки надо тебе под зад коленом! Надо!»
«Машина — на имя жены, дача — на мое имя… Ничего у тебя нет! Ты — голодранец!»
«Ничего, ничего, найдешь себе другого — честного.»
«Свободу Юрию Деточкину!»
«Тебя посодют — а ты не воруй!»
«Положь птичку!»

«…ушибленный" футболом…»
«Насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днём, понимаете ли, работала у шлифовального станка.»
«А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего, на Шекспира.»
«Во времена Шекспира не было сигарет "Друг".»
«У меня на заднем левом крыле гвоздем нацарапано неприличное слово.»
«Подай им наше фирменное пиво.»
«У Деточкина есть очень много болезненных родственников, в разных городах Советского Союза.»
«В профиль я получаюсь лучше.»
«Одни верят, что Бог есть, другие верят, что Бога нет! И то и другое недоказуемо!»
«Эти рубли — пожертвование Ему. Ну-у, осталось немножко.»
«Деточкин понял, что это конец. Ему захотелось закрыть глаза, но он боялся задавить пионеров.»

Иннокентий Смоктуновский в этой роли создал один из самых популярных образов советского кинематографа; 9 ноября 2012 года в Самаре к восьмидесятипятилетию Эльдара Рязанова был открыт памятник Юрию Деточкину.


Самара. Памятник Юрию Деточкину.

 ВИДЕО: https://www.youtube.com/watch?v=w-SXTPtdDKA

Википедия, kino-teatr.ru

Источник: http://www.liveinternet.ru/users/lviza_neo/post412021197/

Реклама

07.04.2017 - Posted by | Знаменитости...

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: