Николлетто

Всемирный подниматель настроения))))))

Дива арт-деко баронесса Тамара де Лемпицка.


Автопортрет в зелёном бугатти. 1929

Тамара де Лемпицка (Лемпицка, польск.Tamara Łempicka, собственно Мария Гурвич-Гурска; 16 мая 1898, Варшава, Польша, по другим сведениям — Москва — 18 марта 1980, Куэрнавака) — польская и американская художница, «первая художница, которая была гламурной дивой».


Tamara de Lempicka at the age of two with her brother Stanczyk in Riga. 1900
Родилась в Варшаве. Благодаря стараниям художницы, невозможно установить точную дату её рождения. Наиболее часто упоминаемая дата — 16 мая 1898 года — представляется слишком поздней при сопоставлении с другими фактами её жизни. Отец, Борис Гурвич-Гурски (Borys Gurwicz-Górski) предприниматель еврейского происхождения. Мать, Мальвина Деклер (Malwina Dekler), полька, светская львица, дочь Бернарда Деклера (Bernard Dekler) банкира в банке в Варшаве и Клементины Деклер (Klementyna Dekler). Спустя несколько лет после рождения будущей художницы отец её исчез в неизвестном направлении (и при невыясненных обстоятельствах). В детстве Тамаре прочили будущее пианистки. Любовь к музыке ей привила любимая бабушка Клементина. Девочка всеми правдами и неправдами пробиралась в её комнаты, слушала бабушкину игру на фортепьяно и мечтала о концертах, цветах, овациях и поклонниках. Возможно, она действительно стала бы пианисткой, но в 1907 году всё та же бабушка Клементина отправилась вместе с нею в Италию. С этого путешествия — по крайней мере, так вспоминала потом художница — и началось её увлечение живописью.

Слева- Тамара, 13 лет, Монте-Карло. 1911
В 1914 переезжает в Санкт-Петербург, где встречает своего будущего мужа — адвоката Тадеуша Лемпицки (Tadeusz Łempicki). В декабре 1917-го чекисты арестовывают Тадеуша, ему грозит расстрел. И тогда Тамара, во имя спасения любимого человека, ценой супружеской измены со шведским консулом (возможно с датским), добывает для мужа иностранный паспорт. Они едут сначала в Копенгаген, а затем в Париж. В Париже им вечно не хватает денег, и даже рождение дочери Кизетты не подвигло адвоката на поиски работы. Тогда Тамара решает взять судьбу семьи в свои руки, и зарабатывать на жизнь искусством, благо есть способности. Она обладала всеми чертами женского идеала 20-х — красота, изысканная элегантность и художественный талант сочетались в ней с волевым характером и стремлением достичь успеха.



Tamara de Lempicka, Paris. 1929
В Париже Тамара учится у известных мастеров Мориса Дени и Андре Лота, а также посещает Academie de la Grande Chaumiere. Довольно скоро о Лемпицке начинают писать, призы следуют один за другим. В 1929 году её автопортрет «Женщина в зелёном Bugatti» попадает на обложку известного немецкого журнала, который превозносит Лемпицку, как идеал женщины- самостоятельная, красивая, свободная. Её выставки проходят в Salone des Independants и Salone d Automne — престижнейших художественных заведениях того времени, где любили бывать Матисс и Пикассо. Она усвоила важную истину – когда пишешь портреты богатых и известных людей, частица их славы переходит и на тебя. «Я украсила Париж не меньше, чем его украшает Эйфелева башня», — написала она в дневнике. Заказать портрет у Тамары Лемпицкой считалось в предвоенной столице Франции истинным шиком: портрет стоил пятьдесят тысяч франков. Кто-то считает, что это безумные деньги? Что с того?!


Весь Париж знал, что Тамара часто стоит за холстом не в перемазанной красками рабочей робе, а в модном шёлковом платье и дорогих украшениях. Иногда она писала даже в перчатках и шляпе! Как говорили парижане, если бы Лемпицкой не было, её следовало бы выдумать. Попытки совместить искусство с великосветской жизнью Лемпицка не оставляет до конца своих дней. Её хладнокровный взгляд и чувственные манеры притягивали таких известных парижских фотографов, как Мадам д’Ора, Жак-Онри Лартиг и Териз Бонне.


Завсегдатай светской хроники, участница вечеринок творческой богемы, «баронесса с кисточкой» и любимая художница голливудских звёзд и аристократов, Тамара де Лемпицка была частью богемного Парижа во времена ревущих 1920-ых, она была знакома с Пабло Пикассо, Жаном Кокто и Андре Жидом. После тридцати она зарабатывает много, а похвалы слышит все реже и реже. Зато двери лучших парижских домов открыты для неё нараспашку — не как для модной, но нищей богемы, но как для светской львицы, равной среди равных. О чём она, собственно, и мечтала.


Работы художницы сочетают арт-деко и кубизм, флорентийских маньеристов и классицизм Энгра. Её отличительный и смелый художественный почерк развился быстро и был вдохновлён тем, что Андре Лот называл «мягким кубизмом» или, по словам Мориса Дени, «синтетическим кубизмом». Стиль Тамары де Лемпицкой был воплощением прохладной, но весьма чувственной стороны арт-деко. Она критиковала многих импрессионистов за то, что они использовали «грязные цвета». Её же техника была чистой, точной и элегантной.


Известная своими любовными похождениями, художница была бисексуальной и её романы как с мужчинами, так и с женщинами, были преподнесены публике в таком виде, что в то время было очень скандальным. В своих работах она часто использовала повествовательные элементы и обнажённую натуру. В 1920-х она стала тесно связана с лесбиянками и бисексуалками в художественных и литературных кругах, у неё были романы с такими известными женщинами как Вита Сэквилл-Уэст, Колетт и др. Ей также приписывают роман с Сюзи Солидор, певицой ночного клуба в Boîtede Nuit, которая позже позировала для нескольких картин художницы. Тадеуш в конце концов устал от её любовных похождений и бросил Тамару в 1927 году. Они развелись в 1931 году в Париже. Тадеуш вернулся в Польшу, на память о нём Лемпицкой остались фамилия и портрет с недописанной левой рукой, на которой муж носил обручальное кольцо.


Мужской портрет. (Мистер Тадеуш де Лемпицки). 1928
В 1930-е гг. Тамара переезжает в США и поселяется в Нью-Йорке. Почти сорокалетняя Лемпицка, уверявшая всех вокруг, что ей нет и тридцати, похоже, и вправду полагала, что ещё совсем молода и впереди вся жизнь. Тем более что у неё отбою не было от женихов: Тамаре сделал предложение граф Воронов, но она его отвергла. И тут появился барон Рауль Куффнер. Мадам Деклер сделала стойку и кинулась наводить справки: родом из Австро-Венгрии, из семьи потомственных пивоваров и производителей племенного скота, баснословно богат. Недавно овдовел, жена умерла от лейкемии.

Портрет Барона Рауля Куффнера. 1932

Автопортрет. 1936
Поначалу Рауль не слишком приглянулся Тамаре, казалось, его большелобая голова способна совершать только расчёты, но Лемпицка и сама отлично умела складывать цифры. Они познакомились, когда Куффнер заказал ей портрет любовницы — андалусской танцовщицы Наны Герреры — и предложил сумасшедший гонорар. «Если она мне понравится, — промурлыкала Тамара, с вызовом глядя заказчику в глаза, — если понравится…» Но Нана ей не понравилась, больше того — она сочла её просто уродливой, о чём и заявила Куффнеру. Придя позировать, Нана была ошеломлена всем сразу: тем, что на знаменитой художнице нарядное платье и четыре нитки жемчуга, что во время сеанса Тамара преспокойно потягивала бренди. Потом Лемпицка удалилась принимать ванну, заставив голую Нану целый час сидеть неподвижно.


Нана Эррера. 1928-1929
Портрет получился почти карикатурный, танцовщица рыдала, пока Куффнер невозмутимо отсчитывал Тамаре деньги за это «безобразие». Когда из окна мастерской она увидела, как на улице Рауль нежно обнимает и целует Нану, Лемпицкую разобрала завистливая злоба: надо же, уродина, а отхватила себе такого богача! Да с неё и трубочиста довольно! Задумывая картину «Группа из четырёх обнажённых», Лемпицка не без умысла опять пригласила в качестве модели Нану Герреру и изобразила самой вульгарной и похотливой. Говорят, Куффнер, увидев полотно, в тот же день велел Нане собирать вещи: он больше не желал её.

Группа из четырёх обнажённых.

Вскоре в кафе «Ротонда» в тесном кругу богемных друзей Кокто, многозначительно подмигнув Тамаре, поднял бокал «за самое тонкое убийство в истории»: «Наша несравненная Тома убила соперницу, написав её портрет. Кто здесь ещё на такое способен?» Тамара загадочно улыбалась, ведь место Герреры заняла она, став любовницей Рауля, а вскоре, уступив давлению мадам Деклер, и его невестой.


Тамара де Лемпицка (справа) с подругой.
В конце 1933 года во время пышной свадебной церемонии Кизетт смотрела на разодетую в пух и прах мать и угадывала в лице новоиспечённой баронессы следы грусти и раздражения: идя к алтарю, невеста так сильно дёрнула шлейф платья, что порвала подол. О чём она может печалиться, если получила наконец всё, к чему так страстно стремилась, — состояние, титул, положение в обществе? По правде говоря, по-мальчишески влюблённому Раулю Кизетт сочувствовала: маменька задаст ему жару, можно не сомневаться! Лучшего брака и лучшего мужа нельзя было и желать! Рауль не возражал, когда она собралась в загородный дом вдвоём с испанским королём Альфонсо — писать портрет монарха. Не имел ничего против и когда Тамара отправилась с другим своим любовником в Австрийские Альпы.

Барон безумно любил Тамару, боготворил её и её картины. Они проживут вместе долго – 29 лет. Ему удалось найти ключик к её внутреннему миру, вытащить из «тусовки». Она уже не Лемпицка, а Лемпика (так она себя называет) — связи с прошлым порваны окончательно. Она теперь полноправная гражданка блистательного мира дорогих автомобилей и роскошных нарядов. Сама Тамара говорила о себе: «Я всегда одевалась в соответствии с автомобилем, и автомобиль подбирала в соответствии с собой». Лемпицка использовала любую возможность для достижения успеха, не упуская ни единого случая сделать себе имя.


Тамара де Лемпицка с мужем Раулем Куффнером.
Одержимая творчеством и своей социальной жизнью, де Лемпицка пренебрегала своей дочерью Кизеттой больше, чем её муж, уделяя ей мало внимания и времени. Когда Кизетта находилась неподалеку от своей частной школы-интерната, она жила со своей бабушкой Мальвиной. Когда де Лемпицка сообщила своей матери и дочери, что не вернётся из Америки на Рождество в 1929 году, Мальвина пришла в ярость и сожгла огромную коллекцию дизайнерских шляп Тамары. Кизетта просто смотрела, как они горят одна за другой. Тем не менее распутная мать написала множество портретов своего единственного ребёнка: «Портрет Кизетты» (1923-1924), «Кизетта в розовом» (1926), «Кизетта на балконе» (1927), «Кизетта спит» (1934), «Портрет баронессы Кизетты» (1954-55) и так далее.

Портрет Кизетты. 1923-1924

Кизета на балконе. 1927

Девочка в розовом (Кизетта в розовом II). 1928-1930

Спящая девушка (Кизетта). 1933

Портрет взрослой Кизетты. 1954 (ок)
Неожиданно её потянуло к святым местам. Кизетт вспоминает, как они с матерью отправились в Парму и Тамара четыре часа беседовала с настоятельницей тамошнего монастыря. (Позднее она напишет по памяти портрет «Мать-настоятельница», который знатоки сочтут самой неудачной картиной художницы.) Тамара жаловалась монахине, что её преследует непонятный страх, часто снятся кошмары, утром она встаёт с тяжёлой головой и не может работать. Рауль, обеспокоенный усиливающейся депрессией жены, повел Тамару к психиатру, но тот не помог. От прописанных лекарств её тошнило. В качестве гонорара доктор попросил написать его портрет, и Тамара согласилась, изобразив эскулапа в образе святого Антония.

Святой Антоний.

Portrait du baron Kuffner dans un fauteuil. 1954
После смерти барона в 1962 году от сердечного приступа, она скажет: «Я потеряла, человека, который безумно любил меня; я потеряла человека, который безумно любил моё творчество и поддерживал меня – я потеряла всё!». Больше она никогда не выйдет замуж, будет больше проводить время с дочерью Кизеттой и её семьёй. В этом же году в Нью-Йорке открывается выставка её новых работ, но критики встретили выставку холодно, что не замедлило сказаться на покупателях. Новое время требовало новых выразительных форм. Многие художники, процветавшие до Второй мировой войны, не находили спроса на своё искусство и влачили жалкое существование. Однако Лемпицка продолжает работать, стараясь подстроиться под новые веяния. Но картины не покупаются и пополняют залежи на чердаке.

Сальвадор Дали и Тамара де Лемпицка.

Тамара де Лемпицка. 1951
В поисках новых впечатлений Лемпицка едет в Мексику, где поселяется в Куэрнаваке, в доме, построенном по проекту японского архитектора. Но и здесь она не находит покоя, скорбя о былых успехах, она ищет компанию молодых людей. Последняя любовь семидесятишестилетней Лемпицкой — мексиканский скульптор Виктор Контрерас — был вдвое её моложе. Главным врагом Тамары стала старость, которую она яростно пыталась отогнать: носила яркие платья, загорала топлес, занималась любовью на крыше своего поместья. Виктор убрал из дома все зеркала: увидев своё отражение, Тамара принималась плакать.В конце концов причуды престарелой любовницы, её нескончаемые рассказы о прежних кавалерах и безуспешная война с возрастом так замучили Контрераса, что он с облегчением передал впадавшую в детство Тамару заботам дочери, которую она мучила до последнего своего дня,
постоянно меняя завещание и грозя оставить без наследства.

Слева- Тамара Лемпицка и Виктор Контрерас.

Умерла Тамара де Лемпицка в возрасте 82 лет 18 марта 1980 года во сне, и по её завещанию дочь Кизетта развеяла кремированный прах умершей над вулканом Попокатепетль. Про эпатажную жизнь своей матери, дочь написала книгу «Passion by Design».

Бюст в г.Кельце, Польша.


В 1972 году Люксембургская галерея в Париже устроила ретроспективную выставку легендарной художницы. Успех был столь же оглушительным, как в «ревущие двадцатые». Лемпицка снова вошла в моду. Среди коллекционеров живописи Лемпицкой были Джек Николсон и Барбра Стрейзанд. Сегодня работы Тамары выставляются в Королевской академии искусств в Лондоне и нью-йоркском Метрополитен-музее. За полотнами Лемпицкой охотятся коллекционеры, с аукционов они уходят за миллионы долларов. Тамаре бы такой поворот очень понравился.

На аукционе Сотбис.

Maciej Zumirski (Wirtuozo). Тамара де Лемпицка.

Художник Тамара де Лемпицка. Часть- 3.

Художник Тамара де Лемпицка. Часть- 2.

Художник Тамара де Лемпицка. Натюрморт.

Источник: http://www.liveinternet.ru/users/lviza_neo/post411579025/

Реклама

28.03.2017 - Posted by | Знаменитости...

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: